| #Clock_DVA | В конце 70-х английский Шеффилд яростно дымил трубами бурно развивающихся металлургических заводов – через 20 лет все это придёт к бесславному упадку, и местный пролетариат отправится зарабатывать на жизнь мужским стриптизом. Но в 70-е промышленный подъём, лязг металлоконструкций, синхронная ритмика тысяч станков – всё это делало Шеффилд весьма особенным местом. Особенным настолько, чтобы именно там на свет родилась индустриальная музыка. Сам термин «industrial» уже существовал – его придумали для описания своей ушераздирающей музыки безумные экспериментаторы Throbbing Gristle, попутно получив свою обильную порцию помоев со стороны музыкальной критики, и тем не менее, - пробив брешь в стене общественного безразличия. Почва была подготовлена, чтобы из Шеффилда индустриальная музыка полилась как и положено – в промышленных количествах. В июне 1977-го в шеффилдском университете прошла мало кем замеченная частная вечеринка, на которой отметилась странная группа под названием Dead Daughters. К осени того же года вышеупомянутое трио превращается в более многочисленную и шумную компанию, ставшею местной легендой под именем The Studs (сокращение от The Students). Перечень участников этой группы способен сейчас привести любого мало-мальски сведущего меломана в состояние священного трепета. Ади Ньютон, Мартин Уэйр, Йэн Крейг Марш, Глен Грегори, Ричард Кирк, Стивен Маллиндер, Кристофер Уотсон... Поясним, что Уэйр и Марш – создатели Human League, они же с Гленом Грегори потом сделают Heaven 17. Маллиндер, Кирк и Уотсон – не кто иные, как Cabaret Voltaire. Но сегодня наш герой – Ади Ньютон, сделавший своим вторым именем словосочетание Clock DVA. Изначально все эти отчаянные молодые люди вдохновлялись панк-роком, отчего их репетиции и редкие концерты превращались в анархические импровизации на темы классических рок-хитов и тем популярных кинофильмов. Постепенно разрушительный пафос сменяется более конструктивным подходом, а основными инструментами становятся синтезаторы, чей холодный нечеловеческий звук как нельзя лучше отражает окружающую промышленную атмосферу. Ньютон, Уэйр и Марш выделяются в трио The Future, но сотрудничество их длится недолго: Уэйр и Марш – сторонники чисто электронной музыки, Ньютон же не хочет никаких ограничений в экспериментах со звуком. Поэтому он начинает свой собственный путь, а Марш и Уэйр с новым вокалистом Филиппом Оуки отправляются прямой дорогой в историю поп-музыки под именем Human League. Ньютон обьединяет свои усилия с приятелем Стивеном «Джаддом» Тернером, который играет на бас-гитаре – так в 1978-м году появляется название Clock DVA, составленное из английского и русского слов – по примеру того языка, на котором изъясняются герои «Заводного апельсина» (оттуда же, кстати, и Heaven 17). Часы в название были вставлены из-за сюрреалистического смысла этого предмета, часто обыгрывавшегося в произведениях искусства. Традиционные рок-инструменты, из-за которых Ньютон разругался с Маршем и Уэйром, были представлены гитаристом Дэйвидом Джеймсом Хэммондом, а Стюарт Марк Эллиот-Кэмп, рулил электронными приборами, издававшими потусторонние шумы. Первая продукция Clock DVA совершенно не была предназначена для массового потребителя – эти композиции виделись музыкантами как своего рода музыкальная терапия, нечто, способное в силу своей футуристичности и необычности полностью отрезать индивидуума от окружающей реальности. Позже звучание группы существенно меняется, становясь более доступным, но сохранив при этом свою тёмно-футуристическую окраску. Ньютон добавляет к электронным ритмам штрихи авангардного джаза, сам взявшись за трубу и кларнет, а также усилив духовую секцию Майклом Уордом, игравшим на флейте и саксе. Clock DVA к этому времени явно переросли рамки маргинально-подпольного проекта: критика без колебаний зачисляет их в ряды industrial new wave, а звукозаписывающий гигант Polydor принимает их на борт. Clock DVA постепенно становятся легендой, а мрачно-футуристическая эстетика с подачи голливудских фильмов типа «Бегущий по лезвию бритвы» (Bladerunner) и «Терминатор», романов Уильяма Гибсона неотвратимо входит в моду под названием кибер-панк. Музыка, подобная Clock DVA – лучший саундтрек к этой эстетике. Ади Ньютон также публикует работы по магии чисел, виртуальной реальности и другим неоднозначным вопросам, которые так или иначе отражаются в творчестве Clock DVA. Эти тексты, равно как и продолжающие время от времени выходить альбомы, компиляции и многочисленные побочные проекты, весьма напоминают партизанскую деятельность в тылу самовлюбленной и пышной поп-музыки. Можно не обращать на это внимание, но проявления индивидуализма художника все равно будут появляться – цифровой электронный бит по форме, мистицизм по сути. Ади Ньютон всегда говорил, что его музыка – это смешение кибернетики и алхимии. Кровавые образы средневековья и компьютерные призраки виртуального пространства соседствуют в композициях Clock DVA. Разве это возможно? То, что вы считаете прошлым, запросто может оказаться будущим. И наоборот.